Для более качественного восприятия материалов данной главы рекомендуется предварительно ознакомиться с главой «Основы учета». Здесь мы будем делать упор на рассмотрении фундаментальных особенностей учета в хозяйственной деятельности вообще и в магазине или торговой сети в частности.
Любая хозяйственная деятельность (бизнес) представляет собой соединение средств производства и труда в единое целое для получения некоторого заданного результата, реализация которого потребителям позволяет получить доход и прибыль. А для эффективного управления этой деятельностью необходима информация о ее состоянии и изменениях.
Объектами учета в хозяйственной деятельности являются:
хозяйственная система:
материально-финансовые ресурсы;
труд;
хозяйственный процесс:
действия и взаимодействия внутри хозяйственной системы (труда и ресурсов) составляющих технологические и административные процессы;
действий и взаимодействий хозяйственной системы с внешним миром.
Предметами учета традиционно являются:
в хозяйственной системе:
количество, свойства (функциональные, качественные), состояние (использование, в ремонте, свободно и т.п.) предметов и орудий труда;
денежные средства и действия с ними;
количество и качественные характеристики сотрудников (квалификация, состояние здоровью)
в хозяйственном процессе:
действия сотрудников компании, их взаимодействия между собой, с предметами и орудиями труда (полученные задания, действия по исполнению заданий, взаимодействия с другими сотрудниками в рамках исполнения заданий);
взаимодействия с контрагентами (взаиморасчеты, поставки, обязательства);
действия природно-климатического, социально-экономического, духовно-культурного характера внешней среды на хозяйственную систему.
Для ведения описанного выше учета применяются следующие основные виды учета:
бухгалтерский учет;
инвентарный учет;
технологический учет;
кадровый учет.
Бухгалтерский учет позволяет не только формировать отчетность по налогам, но и контролировать преобразование ресурсов, в первую очередь товаров в деньги и обратно. Именно на основе этого учета обеспечивается контроль образования прибыли предприятия. Для автоматизации учета используются так называемые ERP-системы.
Инвентарный учет предназначен контроля сохранности и движения имущества и в первую очередь товаров в натурально-вещественной форме. Кроме того в ходе проведения инвентарного учета собирается информация о состоянии различных свойств предметов и орудий труда в хозяйственной системе, на основании которой принимаются решения о модернизации и реструктуризации средств производства, сырья, материалов, комплектующих и т. п. Для автоматизации инвентарного учета так же используются ERP-системы.
Технологический учет обеспечивает оперативное управление действиями в производственном процессе. В рамках технологического учета регистрируются выполнение основных технологических операций, результаты этих операций, подготовительно-заключительные операции, выполняемые до и после основных технологических операций, предметы и орудия труда, занятые в основных и вспомогательных операциях, исполнители основных и вспомогательных операций. Для автоматизации технологического учета в зависимости от характера технологического учета используются разные учетные системы.
Кадровый учет как правило является составной частью управления персоналом. Чаще всего в рамках кадрового учета ведется контроль работы сотрудников и начисление заработной платы. Для автоматизации кадрового учета используются HRM-системы.
В торговле одним из важнейших предметов учета в торговле являются действия покупателей и потребителей. В оптовой торговле это заявки, запросы, результаты переговоров и другие факты проявления интереса к товарам и услугам продавца. В розничном магазине — это действия посетителей в торговом зале, просмотр товаров, маршруты движения, обращения к консультантам и продавцам и т.п.
В торговле технологический процесс обеспечивает производство торговых услуг. В рамках этого процесса предметом учета являются действия сотрудников компании-продавца, относящиеся к производству этих услуг, то есть действия, прямо или косвенно связанные с взаимодействиями с покупателями и посетителями. Как правило это действия по обработке запросов клиентов о постпродажной поддержке, взаимодействия с клиентами в процессе выполнения их заказов и так далее. Для автоматизации технологического учета в торговых компаниях чаще всего используют CRM-системы.
Правильно построенный сбор учетных данных о поведении посетителей в торговом зале магазина не только позволяет уточнять текущий спрос, а значит и номенклатуру товаров, но и уточнять размещение товаров в помещении, организовывать движение посетителей между стендами и полками с товарами, размещение товаров на полках и т. д., то есть заниматься мерчандайзингом.
Постановку управленческого учета (разработку методической базы и организации ведения) желательно начинать как можно раньше. Зачастую это помогает лучше понять проектируемый бизнес-процесс как объект управления. В дальнейшем методики и организация учета будут скоре всего постоянно меняться в зависимости от изменений целей и задач управления в связи с изменениями самого бизнеса и окружающей его среды.
Управленческий учет довольно ресурсоемкий процесс, поэтому, с одной стороны, желательно оптимизировать затраты на его ведение, но, с другой стороны, нельзя сокращать их до такой степени, что учет начнет давать ошибочные данные. Правильно организованный процесс учета в данном это тот, который обеспечивает получение заданного состава информации с заданными качественными характеристиками при минимальных затратах на ее производство.
Комментарии (0)