В отличие от оптовой торговли, в розничной масштабы торговли определяются не масштабами средней сделки, а их количеством в единицу времени. Чем больше сделок в единицу времени проводит продавец, тем крупнее масштаб розничной торговли.
Но чем больше сделок в единицу времени в розничной торговле, тем сложнее будет организация их исполнения, то есть тем сложнее будут организация такого торгового процесса. Отличия начинаются с организации рекламы, и заканчивая вспомогательными и административными подпроцессами.
Чтобы обеспечить значительный поток сделок прежде всего необходимо обеспечить привлечение большого количества посетителей, то есть потенциальных покупателей. А это предполагает масштабную и сложную по структуре рекламно-маркетинговую деятельность. А чем масштабнее рекламный бюджет, тем сложнее обеспечить эффективность его использования, то есть тем сложнее правильно организовать эту деятельность.
Чем больше количество сделок в единицу времени, тем больше требования к товарным запасам, а значит торговлю нужно будет вести только с собственного склада. Только так можно сократить объемы вспомогательных операций, потому что в торговле с приобретением товара под заказ удельные трудозатраты на поддержание товарных запасов выше на единицу товара и на сделку.
Большие товарные запасы, численность проводимых сделок предъявляют более высокие требования к качеству учетных данных и их составу. В результате повышаются требования и к качеству организации ведения управленческого учета. Ведь при неправильной его организации либо данные будут неполными или неточными, либо поступать они будут с опозданием, что в любом случае негативно повлияет на качество и своевременность принимаемых управленческих решений.
Вообще бизнес-процессы в розничной торговле можно рассматривать как процесс производства услуг, где производимым изделием является сделка купли-продажи (законченная операция товарно-денежного обмена). А все производственные процессы по объемам производства делятся на единичное и серийное производство. При этом серийное в свою очередь делится на мелкосерийное, крупносерийное и массовое.
Единичное производство технологически и организационно ориентировано на изготовление очень малых партий изделий с высокой степенью уникальности их свойств. Массовое — на регулярный выпуск большого количества изделий со схожими или полностью идентичными свойствами.
Каждый бизнес стремится к максимизации прибыли. Это может достигаться двумя основными способами: максимизацией выручки и минимизацией издержек. В единичном производстве максимизация выручки достигается преимущественно установлением высоких цен на работы (уникальность выполняемых работ и используемого оборудования является основой возникновения локальной монополии, что и позволяет производителю диктовать цену), в массовом - наращиванием объема производства.
Минимизация затрат в единичном производстве достигается высокой универсальностью и гибкостью технологий и организации всех основных и вспомогательных процессов, их способностью к адаптации под разные требования, предъявляемые свойствами изготавливаемой продукции. В массовом производстве минимизация затрат достигается максимальной унификацией производимых изделий и использованием узкоспециализированных и потому высокопроизводительных технологий и оборудования, а так же неизменяемых схем организации бизнеса. Универсальность средств производства дает возможность использовать их в большинстве производственных циклов, не смотря на разнообразие последних (при этом велики издержки на перенастройки оборудования, технологий и организации работ), но такое оборудование обычно очень многофункционально и потому очень дорого. В массовом производстве экономия достигается за счет сокращения накладных расходов, связанных с перестройками оборудования и реорганизацией производственного процесса, а так же за счет простоты, а значит, и дешевизны отдельных средств производства.
Массовое производство характеризуется отсутствием индивидуальности в производимых товарах и услугах, низкой способностью адаптации к персональным требованиям того или иного потребителя. Единичное производство наоборот позволяет максимально учесть индивидуальные требования каждого клиента, то есть в единичном производстве качество обслуживание как правило выше.
В торговле как производстве услуг определенного вида можно выделить несколько видов организации торговли, для каждого из которых будет характерен определенный уровень качества и индивидуальности обслуживания. Более подробно от этом можно прочитать в главе «Виды торговли по степени индивидуальности и качества обслуживания».
Комментарии (0)