Одним из наиболее типичных заблуждений большинства начинающих интернет-бизнесменов является убежденность в том, что для создания успешного интернет-магазина достаточно взять «движок», установить на него красивый шаблон и наполнить базу данных магазина (БД) информацией о товарах. Такой подход привлекателен тем, что сегодня в Сети имеется огромный выбор различных шаблонов для разных магазинных CMS, как платных, так и бесплатных. То есть, создается иллюзия, что сайт, а значит и бизнес, сделать можно очень легко, быстро и без затрат. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. Суть заключается в том, что чем дешевле и доступнее решение, тем оно бесполезнее и даже вреднее.
Во-первых, каждый магазин, в зависимости от свойств товаров и посетителей, должен иметь свой специфический набор сервисов, предоставляемых клиентам, а шаблон представляет собой не только и не столько набор шрифтов и картинок внешнего оформления, сколько множество программных функций, которые в сочетании с функциями «движка» и образуют эти сервисы. Этот набор услуг и составляет индивидуальность обслуживания клиента, от качества которого зависит успех торговли. Но подавляющее большинство продаваемых и распространяемых бесплатно (free) шаблонов представляют собой типовой демонстрационный шаблон (сделанный разработчиками движка исключительно для демонстрации всех его возможностей, в том числе и функциональных) с измененным внешним видом (измененный фон, расцветка шрифтов и границ разметки, пространственное расположение). Это значит, что такие шаблоны предлагают функционал, который в одних случаях может быть избыточным, а в других недостаточным, что ухудшает эргономику (юзабилити) сайта в целом и, в конечном итоге, ведет к снижению активности пользователей на сайте и, как следствие, к снижению его позиций в рейтингах поисковых систем и т.п.
Во-вторых, такие шаблоны, как правило, содержат много мусорного кода и лишних файлов. В коде скриптов, формирующих HTML - код страницы на стороне сервера, неиспользуемый фрагмент кода в шаблоне не удаляется, а просто скрывается результат его работы средствами форматирования или он скрывается от обработки браузером на стороне клиента. При этом сам код на сервере все равно формируется и передается по сети, создавая ненужную нагрузку на всю систему. К тому же, в ходе переделок кода каскадных таблиц стилей (CSS) новые команды часто просто наслаиваются на старый код, перезаписывая его. Элементы страницы при этом приобретают нужный вид, но избыточный CSS код увеличивает нагрузку на каналы связи и на браузеры посетителей (замедляя их работу), при этом чаще возникают проблемы, когда одна и та же страница по разному отображается в разных браузерах (недостатки кроссбраузерности верстки).
Кроме того, мусорный код приводит к тому, что соотношение полезного контента в общем объеме кода страницы существенно снижается. Так, например, для базовых шаблонов многих движков интернет-магазинов это соотношение составляет в среднем 25%, в то время как идеальным с точки зрения поисковиков оно должно составлять не менее 50%.
В-третьих, в настоящее время в шаблонах все больше используются Java Script (JS) приложения. Ошибки работы JS - кода приводят к сбоям работы сайта на стороне клиента. А качество работы JS - приложений неразрывно связано с HTML - кодом страницы (на работоспособность JS - приложений сильно влияет очередность их загрузки и запуска на исполнение, объем обрабатываемого HTML - кода и т. д.). Работоспособность платных шаблонов проверяется в строго определенных условиях, которые на реально работающих сайтах редко повторяются и поэтому такие шаблоны на сайте покупателя без доработок, как правило, работают с ошибками.
В-четвертых, в типовых и построенных на их основе платных шаблонах в подавляющем большинстве случаев плохо построена разметка контента. Как известно, поисковые системы акцентируют внимание на контенте страницы, исходя из структуры ее HTML-тэгов, то есть при индексации и оценке релевантности страницы поисковым запросам используют контент, обозначенный определенными тэгами (напримре h1-h6, strong и т. п.). Но в базовых шаблонах эта разметка часто сделана с ошибками или без соблюдения элементарных требований поисковой оптимизации.
В таких шаблонах также отсутствуют микроформаты, способствующие поисковикам в правильном определении ключевой поисковой информации на страницах. К тому же, как правило, разработчики дефолтного шаблона не утруждают себя исключением лишнего кода разметкой тэгами noindex для исключения его из обработки поисковыми машинами, а,значит, этим же грешат и платные шаблоны, сделанные на их основе.
Выводы
Покупные и бесплатные шаблоны практически всегда имеют недостатки, как с точки зрения поисковой оптимизации, так и с точки зрения эргономики, а их использование вносит свою лепту в провал интернет-магазина в целом. Шаблон- это почти половина кода сайта и основная часть кода, работающая на посетителя интернет-магазина, а, значит, от качества шаблона зависит по меньшей мере половина успеха.
Рекомендации
Не стоит экономить на разработке шаблона. Дешевый, покупной шаблон все равно обойдется дороже потому, что сколько бы не было потрачено на его покупку, эти деньги пропадут безвозвратно, когда придется закрывать интернет-магазин из-за отсутствия заказов.
Не стоит зацикливаться при разработке шаблона на внешнем виде сайта. Клиенты приходят на сайт для поиска информации о товаре, а не для разглядывания картинок, которые окружают товар. Больше всего клиента раздражает красивый сайт, на котором нет нужной информации или найти ее и ознакомиться с ней сложно.
Не стоит начинать разработку шаблона с привлечения дизайнера. Дизайнеры, как правило, не имеют ни малейшего представления ни об эргономике, ни о функционале, ни о поисковой оптимизации. Прежде, чем подключать к работе дизайнера, надо спроектировать пространственную компоновку всех страниц, элементы навигации и элементы функционала (формы взаимодействия сайта и клиента) и провести SEO шаблонов. Дизайнер подключается одним из последних к цепочке участников процесса разработки шаблона, и ему должно предоставляться лишь право придать шаблону внешнюю индивидуальность, добавить некоторые незначительные штрихи. Дизайн - это уже финишная отделка шаблона.
Не стоит увлекаться копированием «фишек» с чужих сайтов. Это может сыграть против плагиатора потому, что в этом случае сайт будет ассоциироваться с источником копирования, тем самым делая рекламу другому сайту.
Не стоит усложнять дизайн шаблона. Посетитель приходит в интернет-магазин рассматривать товар,а не дизайн его окружения.
Не стоит увлекаться придумыванием нестандартной навигации или нестандартных условных обозначений навигационных элементов. Нестандартная символика и алгоритмы навигации запутывают и раздражают пользователей интерфейса сайта интернет-магазина. Если навигация привычна, а условные обозначения интуитивно понятны, то в знакомой среде посетитель чувствует себя комфортно, следовательно, пробудет на сайте дольше.
Надо тщательнее продумывать систему подсказок и помощи посетителю в ориентировании в элементах интерфейса. Своевременная подсказка удержит посетителя на сайте на более длительное время.
Заключение
Идеальный шаблон для интернет - магазина тот, который:
формирует максимально легкий и удобный для обработки поисковиками HTML - код страницы (правильно построена смысловая разметка контента, наиболее важный контент вынесен как можно ближе к началу кода страницы, JS и CSS код максимально вынесен во внешние файлы, выделены индексируемые и не индексируемые фрагменты кода, сделана микроразметка и т.п.);
обеспечивает пользователю максимально эргономичный интерфейс для ознакомления с товарами и оформления заказа (создает удобную навигацию по контенту и его удобное пространственное размещение на экране, предоставляет необходимый и достаточный функционал, имеет подробную инструкцию по применению, доступную пользователю в нужный момент);
требует при вышеперечисленном минимум вычислительных ресурсов для формирования кода страницы и обработки ее на стороне клиента, а также минимум сетевых ресурсов для передачи.
Чтобы получить наилучший шаблон, работы по его созданию нужно вести в следующем порядке:
спроектировать систему элементов навигации (либо уточнить требования к переделке системы навигации, предлагаемой выбранным базовым ПО);
спроектировать дополнительный функционал, реализуемый на стороне клиента (либо переделки этого функционала, предлагаемого выбранным базовым ПО);
спроектировать пространственную компоновку элементов (контента и элементов навигации);
разработать SEO - требования (уточнить назначение, роль элементов навигации и других областей страницы; определить, какие элементы нужно исключить из поисковой обработки и как именно это должно быть сделано, то есть необходимо разработать стратегию разметки кода в целом и элементов навигации соответствующими признаками noindex, rel="nofollow", rel="canonical" и т.п.);
построить шаблоны, формирующие HTML - код страниц в соответствии с разработанными SEO - требованиями;
разработать (добавить) дополнительный функционал с помощью JS - приложений;
настроить стилизацию внешнего вида полученного HTML - кода средствами CSS.
Комментарии (0)