Здравствуйте Уважаемый Посетитель!

Чтобы ваше посещение было максимально эффективным, пользуйтесь активнее возможностями портала. Без стеснения присылайте ваши вопросы и предложения. Голосуйте в опросах. Обращайтесь за консультациями. Ваши потребности явлюятся основой развития материалов сайта и если вы сегодня не нашли здесь то, что искали, то завтра ситуация может измениться. Мы ведь стараемся для вас, а не для себя. Мы все это уже знаем :-).

Для закрытия этого окна просто кликните по нему или перейдите на другую страницу и оно перестанет вас беспокоить.

Последняя редакция: 2015-10-19 18:07:50

Функционально-эргономические критерии оценки при выборе базового ПО

Функционально-эргономические свойства любого инструмента можно разделить на две подгруппы: функциональные и эргономические. Первая группа свойств отражает то, что инструмент может делать, вторая - какие возможности инструмент представляет для взаимодействия с ним пользователя. Применительно к программному обеспечению к свойствам первой группы относятся функции, которые могут быть выполнены вместо человека, к свойствам второй - пользовательские интерфейсы, то через что человек будет взаимодействовать с системой.

Какие функционально-эргономические свойства программного обеспечения следует включать в состав предметов анализа при выборе платформы для создания интернет-магазина? Конечно же те, которые позволяют автоматизировать элементы конкретного торгового бизнес-процесса и предоставляют его участникам соответствующие интерфейсы для взаимодействия с информационной системой при исполнении своих обязанностей или реализации своих прав.

Чтобы лучше понять какие функции нужно автоматизировать, нужно взглянуть на структуру функций бизнес-процесс торговли в целом. Общая часть торгового процесса представлена на схеме «Модель бизнес-процесса торговли» в нотации IDEF0 (Примечание автора: Материалы по нотации и ее применению можно найти здесь, здесь (англ.) ). Текстовое описание представлено в разделах исследований организации процесса торговли и процесса интернет-торговли.

В любом торговом процессе можно выделить набор ролей, то есть групп действий, исполнение которых целесообразно или объективно необходимо совместно одним исполнителем. Например роль: клиента включает действия выбора товара, оплаты; продавца — ознакомление клиента с товаром (консультирование), исполнение заказов (подбор и комплектация товаров в заказ, организация доставки товара); кладовщика — управленческий учет движения товаров; кассира — прием и учет платежей за товары; управляющего — обработка учетных данных, принятие управленческих решений, координация; техника — поддержка работоспособности средств производства и т.д.
Особенности ролей связаны с особенностями организации деятельности, в которой они выделяются. Некоторые роли могут быть совмещены, потребность в некоторых может быть очень незначительна, что связано с масштабами процесса в первую очередь, и т.п. В качестве основы для проектирования системы ролей участников конкретного торгового процесса можно взять следующую базовую структуру:

  • клиент;

  • продавец;

  • кладовщик;

  • кассир;

  • управляющий;

  • техник и др.

Если исполнение той или иной роли в торговом процессе предполагает взаимодействие с информационной системой, автоматизирующей торговый процесс, то для этого осуществления этого взаимодействия должен быть обеспечен соответствующий набор пользовательских интерфейсов.

Для удобства проведения анализа интерфейсов все множество целесообразно разделить на 2 основные группы исходя из того, какую роль играет их пользователь. Первая часть включает в себя интерфейсы, к которым получает доступ посетитель магазина (на сленге эта группа интерфейсов называется фронтенд или фронтофис), вторая предназначена для представителей продавца (эту группу принято называть бэкенд или бэкофис). В каждой группе, в свою очередь, можно выделить несколько подгрупп. Результирующая структура группировки функций и интерфейсов при проведении анализа может иметь следующий вид:

  • Фронт-офис :

    • поиск и навигация;

    • оформление заказа;

    • обратная связь и постпродажное обслуживание;

    • взаиморасчеты;

    • доставка;

    • персональные дополнительные сервисы (личный кабинет покупателя или аккаунт);

  • Бэк-офис :

    • управленческий учет и анализ;

    • управление исполнением заказов (расчеты, доставка, возвраты);

    • управление данными о товарах (описание свойств);

    • управление ценовой политикой;

    • управление рекламой и маркетингом;

    • управление представлением данных о товарах (размещение товара);

    • управление взаимодействием с поставщиками;

    • взаимодействие с клиентами.

Следует иметь в виду, что традиционно разработчики платформ для сайтов интернет-магазинов больше внимания уделяют развитию интерфейса с покупателем, нежели с сотрудниками магазина. Они полагают, что эргономика фронтофиса играет наиболее важную роль в интернет-магазине, так как она позволяет удержать посетителя на сайте, что положительно влияет на его позицию в рейтингах поисковых систем, а, значит, является не только элементом обслуживания покупателей, но и элементом рекламы и маркетинга. При этом в большинстве случаев функционал фронт-офиса во всех программных пакетах почти идентичен, хотя могут быть особенности в его реализации, а, значит, именно административной части стоит уделять повышенное внимание при выборе платформы особенно в тех случаях, когда понятно, что с помощью интерфейсов этой группы предстоит организовывать деятельность 2-х и более человек.


Из вышесказанного становится понятно, почему до начала выбора программного обеспечения необходимо максимально тщательно продумать будущий бизнес-процесс, те задачи, которые в нем будут возникать, их приоритеты, а также определиться с составом участников процесса и, самое главное, теми ролями, которые они будут играть (какие действия будут входить в эти роли и какие взаимодействия будут возникать между ними и средствами автоматизации), потому, что это основа правильного выбора средств производства, качество которых в данном случае играет очень большую роль для успеха бизнеса.

К тому же правильное ранжирование функциональных свойств и интерфейсов так же можно сделать только на основе проекта бизнес-процесса. Чем важнее функция или подпроцесс, которые предполагается автоматизировать проектом, для бизнеса в целом, тем важнее наличие необходимых и достаточных функциональных возможностей для ее автоматизации в программном обеспечении. Примерно также ранжируются и пользовательские интерфейсы - чем выше роль того или иного участника в процессе, и чем важнее исполняемое им действие, в выполнении которого нужно взаимодействовать с ПО, тем важнее наличие соответствующих интерфейсов в платформе или функции по его созданию.

Комментарии (0)







Разрешённые теги: <b><i><strong><em><s><ul><li><ol>Добавить новый комментарий:




Какая проблема беспокоит вас в данный момент больше всего?

Всего голосов: 39